История развития наружной рекламы

В США в 1991 году отметили двухсотлетний юбилей наружной рекламы. Возраст, конечно, впечатляющий, но, как оказывается, совершенно неправильный. Дело в том, что два с небольшим века назад наружная реклама, возможно, появилась максимально приближенной по виду к тому, что мы считаем привычным сейчас. Если же говорить о наружной рекламе вообще, то возраст этого вида эффективного и популярного продвижения товаров и услуг насчитывает уже не одно тысячелетие.

Примеры наружной рекламы в древности

Раскопки в древнеримских городах явились кладезем новых знаний и источником многих открытий для историков. В том числе ученым удалось выяснить, что в древние времена улицы этих городов буквально пестрели афишами и прочими рекламными объявлениями. Интересно, что подобные образцы наружной рекламы в большинстве случаев оказываются текстовыми, что говорит о высоком уровне грамотности у местного населения. Для сравнения: в средневековых городах вывески и плакаты обычно дополнялись крупными и яркими изображениями продаваемого товара, а во многих случаях вообще не содержали текста, так как большая часть горожан просто не смогли бы его прочитать.

Раскопки в Помпеях, Мемфисе и других античных городах рассказали, что уже несколько тысяч лет назад при помощи афиш и плакатов активно рекламировались культурные и спортивные мероприятия, например, бои гладиаторов, а также винные погреба и другие питейные заведения, бани. Кроме того, стены зданий в те далекие времена нередко украшались красочными граффити, так же содержащими рекламные изображения или текстовые надписи – другими словами, наружная реклама в самых разнообразных её проявлениях присутствовала в обыденной жизни древних римлян и греков.

В Европе достаточно активно эта сфера стала развиваться в Средние века. Правда, в этот период она уже не была столь красочной и многообразной, как в древних античных городах. В культурных и религиозных традициях Средневековья места ярким и призывным плакатам не нашлось, поэтому производителям и торговцам приходилось в основном бороться за внимание потенциальных клиентов при помощи вывесок. Как уже упоминалось выше, эти вывески редко содержали текст – грамотных людей среди горожан было слишком мало. В связи с этим в ход шли другие приемы: для булочных, к примеру, вывеска выполнялась в виде каравая хлеба, для мясной лавки – в виде сочного окорока, для магазина очков – в виде громадного пенсне. Со временем подобные приемы стали традиционными, так что все жители крупных городов точно знали, что объемная деревянная вывеска в виде перчатки со сложенными пальцами означает, что за дверьми скрывается прачечная или химчистка, тогда как похожая плоская вывеска всегда используется магазинами или портными.

Развитие рекламы в России

В России 18-19-ого веков главным средством наружной рекламы так же являлись вывески, которыми буквально пестрели крупные города. Как правило, подобные рекламные объекты так же содержали изображения, символически обозначающие специфику деятельности предприятия или магазина.

В 19-ом веке изготовлением вывесок стали заниматься не просто ремесленники, а настоящие специалисты своего дела, обладающие недюжинным художественным талантом. К тому же времени относится и возникновение в нашей стране некоторых других видов продвижения продукции посредством наружной рекламы. К примеру, уже тогда стали появляться первые брандмауэрные панно, закрывающие глухие стены зданий, выходящие на оживленные городские улицы. Кроме того, некоторые крупные компании стали заказывать у специалистов разработку уникальной и единой концепции своих рекламных кампаний. К примеру, владелец крупной сети молочных магазинов, десятки которых располагались до революции в Москве и в Санкт-Петербурге, заказал комплексное оформление фасадов всех зданий, в которых располагались молочные лавки, решив отделать стены глазированным кирпичом белого цвета.

Большое значение в те времена уделялось и декорации витрин. Считалось, что, чем богаче украшена витрина, тем большее внимание она вызывает у потенциальных покупателей, прогуливающихся мимо. На улице рано темнеет, поэтому витрины, как правило, подсвечивали: иногда электрическими, а иногда и керосиновыми лампами, которые заодно согревали стекло и не давали ему замерзнуть или покрыться инеем.

Афиши – всегда популярное средство наружной рекламы

С изобретением в 15-ом веке в Европе печатного станка большую популярность стал набирать и такой тип наружной рекламы как афиши. С их помощью можно было сообщить жителям города о предстоящем мероприятии, либо показать, что называется лицом, пока малоизвестный товар.

В России в 18-19-ом веках печать афиш находилась в ведении государственной власти. Основными заказчиками государственной типографии в те времена являлись театры и отдельные труппы актеров, которые таким образом сообщали о предстоящих выступлениях. В 1897 году в столице России состоялась первая отечественная выставка рекламных афиш и плакатов, на которой свои потрясающие работы представили выдающиеся художники своего времени, среди них были как представители нашей страны, так и иностранцы.

К счастью, традиции российской рекламной школы не были забыты даже после революции. Уже в 1925 году на проходящей во французской столице Международной художественно-промышленной выставке свои рекламные плакаты представили В. Маяковский и А. Родченко, получившие за свои работы одобрение критиков и серебряную медаль от взыскательного профессионального жюри.

Расцвет рекламы в XX веке

Научно-техническая революция стала причиной грандиозных перемен в самых различных сферах деятельности, в том числе и в рекламной. С приходом телевидения и глобальной информационной сети наружная реклама постепенно перестала быть единственным инструментом воздействия на потребителя. Тем не менее свои позиции она пока не спешит сдавать. Достижения технического прогресса и здесь нашли достойное применение: на городских улицах появились громадные суперсайты и баннеры, украшенные огромными и яркими изображениями, а крыши небоскребов венчают эффектно подсвеченные неоном или светодиодами объемные рекламные конструкции.

Сегодня можно с уверенностью заявлять, что наружная реклама, динамично развиваясь вместе с торговлей, производством и другими отраслями экономики, всегда будет соответствовать актуальным тенденциям общества и оставаться эффективно.