Реклама — основной и самый многоликий двигатель торговли. По статистике, именно из нее 90% потенциальных клиентов получают информацию о товаре или услуге, а затем делятся ей с окружающими. Однако эффективность рекламы «в общем» и эффективность отдельных ее видов — понятия очень разные и, конечно, неравные. Среди огромного многообразия видов рекламы есть и универсальные, и узко-адаптированные варианты. Грамотный маркетолог видит, где проходит линия различий между ними, и знает как выбрать подходящий в конкретном случае вариант. Попробуем разобраться в этом и мы.
Согласно теории, реклама различается:
- По целям: информационная, увещевательная, сравнительная и напоминающая.
- Объекту воздействия и масштабности: ATL (прямая реклама, воздействующая на аудиторию с помощью традиционных рекламоносителей) и BTL (косвенного воздействия — через конкурсы, мероприятия, аукционы, розыгрыши и т.п.).
- По способу и месту размещения информации.
Последний тип рассмотрим подробнее.
Какой бывает реклама?
1. Наружная — любая реклама, расположенная в открытом пространстве (на фасадах и крышах домов, на транспорте, в лифтах и т.п.)
Виды наружной рекламы:
- Щиты, традиционно монтируемые вдоль проезжей части и пешеходных зон. Охватывают широкий круг потенциальных клиентов
- Растяжки над проезжей частью. По степени воздействия не отличаются от предыдущего варианта, но требуют частой замены, из-за чего стоят дешевле.
- Указатели. Недорогой способ направить потенциального клиента в нужном направлении.
- Вывески. Мини-аналог щитов, располагаемый на фасаде здания у входа в офис. Просты в исполнении и доступны благодаря дешевизне.
- Штендеры. Небольшие наземные конструкции по типу «раскладушки», выставляемые недалеко от входа в офис. Этот вид наружной рекламы мало востребован для использования в центрах городов, но на окраинах пользуется неплохим спросом.
- Крышные установки. Массивные фигуры на крышах зданий, отлично видимые издалека. Свидетельствуют о высоком статусе рекламируемой с их помощью компании, привлекают обеспеченных клиентов, отличаются дороговизной.
- Медиафасады и видеоэкраны. Дорогой, но презентабельный вид рекламы, позволяющий транслировать рекламу неограниченное время — 24 часа в сутки — на различной по размеру площади. Это новый вид рекламы — самый эффектный из придуманных на данный момент.
- Липкая аппликация. Плакаты и стикеры, вывешиваемые на столбах, в метро, на остановочных пунктах и т.п. Недороги, но и непрезентабельны и недолговечны.
- Реклама на общественном транспорте. Это могут быть и аппликации, и полная или частичная окраска салона внутри и снаружи, и трансляция на мониторах в салоне.
Эффективность того или иного рекламоносителя зависит от многих показателей, в числе которых место расположения, графические характеристики, цветовая палитра, доступность информации и даже размеры конструкции. Основные виды наружной рекламы, описанные выше, обладают индивидуальными достоинствами и недостатками, которые напрямую связаны с этими характеристиками.
2. Реклама в интернете, включающая все виды СМИ: печатные, телевизионные и радио. В период кризиса именно этот виды рекламы обрел невероятную популярность.
Виды рекламы в интернете:
- Баннеры — графические изображения, заключенные в строгие геометрические формы и расположенные, как правило, в верхней или боковых частях страницы.
- Текстовая реклама — целые статьи или небольшие сноски в виде пары-тройки строк, посвященные рекламированию товара, услуги или компании.
- Видеоролики — аналог телевизионной рекламы.
3. Реклама на телевидении, радио и в печатных СМИ.
Все больше теряет былую популярность, т.к. охватывает ограниченный круг потребителей. Для рекламы на телевидении используют следующие основные ее виды: видеоролики, бегущие строки, телемагазины и спонсорство. На радио можно услышать дикторские объявления или музыкальные вставки. В печатных СМИ используется модульная, текстовая и рубричная реклама.
По сути, грамотно построенная маркетологическая работа подразумевает использование сразу нескольких видов рекламы и постепенное выявление наиболее эффективных из них. Действовать надо с умом! К примеру, не стоит рекламировать украшения ручной работы из платины с помощью липких аппликаций или растяжек — дешевая реклама не способна продать элитный товар. К счастью, благодаря широкому разнообразию рекламоносителей и способов подачи информации, любая компания найдет достойный вариант для себя!